Domohome - Правильные инженерные решения
Телефоны:
8 (800) 500-63-28   8 (812) 648-28-52
E-mail
Корзина:
Ваша корзина пуста
  • Главная
  • Статьи
  • Повторное использование (перепрофилирование) баллона из-под фреона

Повторное использование (перепрофилирование) баллона из-под фреона

Проблем с приобретением оборудования и инструментов для сервисно-ремонтных центров климатической техники не существует. Рынок предлагает десятки модификаций емкостей для раздачи хладагента, а также промывочных и станций эвакуации фреона. Однако, сотрудники таких организаций порой сталкивается с ситуацией, когда нужного оборудования нет под рукой: вышло из строя, находится на объекте, не подходит для работы по техническим характеристикам и т. п. Кроме этого, ряд описываемых технических средств могут быть не по карману небольшим сервисным фирмам. На первый взгляд, ситуация безвыходная, однако, имея немного терпения и смекалки, можно из обычного использованного баллона из под фреона изготовить путем нехитрых манипуляций универсальное оборудование, которое можно будет использовать в качестве емкости для эвакуации хладагента, а также как промывочную станцию. Но прежде, чем приступить к описанию манипуляций с баллоном, следует напомнить, что такое перепрофилирование емкости из под хладагента является нарушением рекомендаций завода-изготовителя баллона. Поэтому, использование его не по назначению, целиком и полностью остается на совести сотрудников компаний по сервисному обслуживанию систем кондиционирования.

Перед тем, как приступить к модернизации фреонового баллона, необходимо убедиться, что он находится не под давлением и пуст. В противном случае, в процессе его перепрофилирования, может произойти взрыв баллона, что чревато серьезными последствиями для персонала сервисного центра. Также, специалисты рекомендуют использовать только те емкости, срок годности которых еще не вышел. Убедившись, что емкость подходит для модернизации, необходимо обмотать ее плотной мокрой тканью, чтобы в процессе производства работ не повредить место нагрева и пайки, а также штатный вентиль баллона. Проведя подготовительные мероприятия, следует нагреть до покраснения металла то место, где планируется крепить медную трубку, и проделать в обозначенном месте емкости отверстие, пока металл еще не остыл. Делать это лучше керном, а не сверлом, чтобы стружка не попала внутрь баллона.

В отверстие необходимо вставить трубку диаметром 8-9 миллиметров таким образом, чтобы ее конец коснулся дна емкости, а на поверхности выступал на 60-70 миллиметров. Определив тем самым требуемую длину трубки, ее извлекают и отпиливают ножовкой по металлу под углом 45 градусов. После тщательного удаления с места спила заусениц, трубку скошенным концом вставляют обратно в отверстие в баллоне таким образом, чтобы она коснулась дна.

Перед пайкой трубки к емкости, предварительно заполненную азотом для удаления из нее воздуха, штатный вентиль баллона необходимо обмотать мокрой тряпкой. Азот вытеснит из емкости воздух, а влажная материя предотвратит образование внутри баллона окислов и окалины. Пайку трубки следует производить с помощью серебряного припоя с обмазкой или флюса. После того, как припой остынет, к трубке можно припаять штуцер, заблаговременно сняв с него клапан Шредера, во избежании повреждений последнего. По завершении работ, качество пайки необходимо проверить давлением до 20 бар, закачав в емкость воздух или газообразный азот. Убедившись, что сварочный шов герметичен, его следует зачистить и окрасить. Затем баллон необходимо отвакуумировать вакуумным насосом через манометрический коллектор, осуществляя при этом контроль наличия влаги в емкости с помощью мановакуумметра со шкалой от 0 до 1000 мбар. На этом работы можно считать законченными. Как видим, особых сложностей с перепрофилированием баллона из под фреона не возникает. Зато теперь, имея дополнительный штуцер, емкость можно использовать в качестве промывочной или станции для эвакуации хладагента, а также как средство расфасовки фреона. Поскольку применение модернизированной емкости для каждого из указанных видов работ имеет свою специфику, стоит описать каждый из процессов отдельно.

Чтобы использовать модернизированный баллон в качестве емкости для раздачи хладагента, его необходимо сначала наполнить. Сама процедура наполнения баллона из под фреона из большой емкости с жидким хладагентом достаточно проста и не доставляет особых хлопот, ибо не требует использования дополнительного оборудования. Первым делом баллон вакуумируют и подключают к его штуцеру на медной трубке, идущий от большой емкости шланг, таким образом, чтобы емкость с хладагентом находилась выше уровня баллона. После открытие крана, жидкий хладагент из емкости заполнит баллон до объема, на который он рассчитан. Чтобы ускорить процесс подачи хладагента, баллон можно теплоизорлировать, например, обычной картонной коробкой, в которые упаковывают емкости с хладагентом. Промежуток между внутренними стенками коробки и баллоном заполняют пенопластом или другим подобным материалом, а сверху накрывают куском поролона подходящего размера. Контроль наполнения баллона жидким хладагентом осуществляют весами, на которые предварительно устанавливают заправляемую емкость. На этом процедура заправки заканчивается и баллон можно использовать по назначению — для раздачи хладагента. При этом, его всегда можно дозаправить, выравняв давление в баллоне и большой емкости, которая подключена к баллону указанным выше способом. Это дает возможность использовать баллон для раздачи хладагента не дожидаясь, пока он полностью опустеет, а дозаправив его до требуемого для работ объема.

Эвакуация хладагента из системы кондиционирования часто требуется при проведении ремонтных или сервисных работ. Для этих целей используют специальные станции эвакуации, в отсутствии которых, для эвакуации можно применить модернизированный баллон из под хладагента. Даже если не брать во внимание экологический фактор — фреон вредит атмосфере — стравливать его невыгодно с экономической точки зрения. Перед эвакуацией хладагента из кондиционера, необходимо определиться с его объемом в системе, чтобы знать, сколько понадобится, предварительно отвакуумированных термоизолированных баллонов из расчета, что баллон будет заполнен на 2/3. Далее соединяют фреоновый контур таким образом, чтобы исключить из цепи испаритель. В случаях, когда технически это неосуществимо, сокращают до минимума приток тепла к испарителю. Следующий шаг заключается в отпирании электроклапанов и терморегулирующего вентиля. Сделать это можно вручную или имитировав перегрев компрессора, например, нагревая термобаллон. Отпирание необходимо для того, чтобы направить хладагент к сервисному порту, к которому будет подключен баллон для эвакуации фреона. При этом, емкость следует устанавливать как можно ниже, чтобы хладагент наполнял его естественным путем. Как правило, таким нехитрым способом можно удалить до 90% хладагента. Однако, эвакуация фреона с помощью модернизированного баллона имеет следующие недостатки:

  • часть хладагента остается в контуре;
  • вместе с хладагентом в баллон попадает масло, грязь и влага.

Описываемый способ, хоть и имеет некоторые отрицательные стороны, довольно часто используется в отсутствии станции для эвакуации хладагента. А применение фильтра-осушителя со смотровым стеклом, установленного на входе в емкость, позволяет сливать практически чистый хладагент без масла, грязи и влаги, что дает возможность использовать его повторно. Второй вариант удаления масла и нежелательных включений из хладагента предполагает использование промывочной жидкости (R-11 и R-113 или четыреххлористый углерод) в отсутствии ремонтного фильтра-осушителя. Для этого жидкость добавляют в баллон, переворачивают его головкой вниз и продувают через штуцер азотом.

Еще одна область применения модернизированного фреонового баллона — использование емкости в качестве промывочной станции. Необходимость в промывке холодильного контура возникает, если сгорел компрессор кондиционера, и сажа, а также продукты разложения масла попали в систему. Неопытные монтажники просто меняют агрегат без промывки холодильного контура, что недопустимо, ибо продукты горения и разложения масла в системе очень скоро выведут новый компрессор из строя. Поэтому, замена сгоревшего агрегата начинается с обязательной промывки контура промывочными фреонами R-11 и R-113, отличительной чертой которых является особенность кипеть при нормальном атмосферном давлении: R-11 — + 26 градусов Цельсия и R-113 — + 56 градусов Цельсия. Использование указанных жидкостей целесообразно потому, что эти фреоны отлично разлагают масло и продукты их разложения, а также легко доводятся до кипения без особых условий и удаляются из холодильного контура вакуумированием. Что касается промывочной станции, ее использование необходимо в любом случае, однако, это относительно дорогой и громоздкий агрегат, состоящий из насоса и фурнитуры для подключения к контуру, а также емкостей для чистой и грязной промывочных жидкостей. Не лучше ли использовать уже знакомый модернизированный баллон, который наполовину заполняется промывочным фреоном, а оставшийся объем — азотом до давления в 20 бар. Также понадобятся прозрачная канистра и шланги. Технология промывка контура баллоном достаточно проста и состоит из следующих этапов.

  1. Входной порт промываемого устройства и штатный вентиль баллона соединяют с помощью шланга.
  2. К выходному порту промываемого устройства подключают шланг, свободный конец которого опускают в прозрачную канистру.
  3. Переворачивают баллон и открывают штатный вентиль.
  4. Как только вытекающая из промываемого устройства жидкость станет прозрачной, закрывают вентиль баллона.
  5. Переворачивают баллон горловиной вверх и продувают контур азотом из емкости.
  6. Остатки промывочной жидкости из холодильного контура удаляют вакуумированием.
  7. Отключают шланги от промываемого устройства и глушат порты.

В заключении стоит отметить, что использование переоборудованного баллона из под фреона в качестве промывочного устройства, в отличии от стандартной промывочной машины, позволяет удалить из холодного контура остатки промывочной жидкости без применения оборудования для вакуумирования.


Другие статьи:

Возврат к списку